Переходя к следующей цитате Кудрина - "Есть еще такие понятия, как «достоинство», «сопричастность», которые, как выяснилось, также имеют колоссальное значение для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Это стало очевидным западным исследователям в последние годы, и развитый мир стремительно перестраивает свою систему оценки под показатель вовлеченности в самые различные гражданские, общественные и социальные процессы. Тут и показатели профессионального развития, и участие в решении проблем своей улицы, и вопросы экологии. Иными словами, человек доволен собой и миром — то есть как раз счастлив! — когда ощущает, что какое-то важное решение власть приняла не за него, а он видит результат своей деятельности" - снова задаешься вопросом, где жил этот человек до перестройки?
Вопрос возникает не случайно: проблемы Запада он знает лучше, чем проблемы своей страны. В частности, наш герой совершенно прав в том, что в последние годы развитый мир стремительно перестраивает свою систему ценностных ориентиров. Сегодня мало кто из ведущих мировых политиков не высказался о кризисе Запада. Но это отдельная и весьма интересная история. А наша история - про то, что бывший министр, член Правительства РФ, наконец, понял, что для человека важно достоинство и сопричастность. Слов нет!
Есть много вопросов. Но главный – вот он: неужели они все там руководят страной без чувства достоинства и сопричастности к жизни обычных людей? Где были все эти горе-руководители, когда мы, пионеры, собирали макулатуру, металлолом, когда в команде тимуровцев помогали пожилым и ветеранам? Когда комсомольцами возводили ГЭС, заводы и фабрики, строили БАМ, осваивали космос и мирный атом? Когда уезжали из дома не на заработки, а за «запахом тайги», романтикой больших дел? Повторюсь, было порой и непросто, но была большая гордость за наш многонациональный, трудолюбивый народ, было неподдельное чувство сопричастности. Наверное, не случайно слагались стихи и песни, рождались герои, прославляющие то время. С какой гордостью мы декламировали стихи о ооветском паспорте, пели у общего костра песни о родине, о заводском гудке, о друге, который шёл с тобой, как в бой. Кроме достоинства и сопричастности, мы гордились ещё многими высокими человеческими качествами – такими, как честность, сострадание и любовь, без которых невозможно быть по настоящему счастливым. Одним словом, все лучшее, что рождает ощущение счастья, то, что сегодня пытаются открыть как Америку, мы уже проходили. Все это было в стране, которую мы называли Советский Союз.
И то, что западный мир пришёл к пониманию счастья только теперь, - это его проблема. Наша проблема в том, как вернуть это ощущение в нашу жизнь.
И для начала мы должны понять, способны ли нынешние руководители, а ними и Кудрин, вести нас к счастью, вселив в нас веру, что это возможно.